Параллельно с появлением поисковых систем возникли методы, позволяющие сайту достигать высоких позиций в результатах поиска. Как ни старались поисковики объяснить владельцам сайтов, что поисковую систему нельзя рассматривать в качестве источника трафика и место в результатах поиска никому не гарантировано, а те все за свое. Так хочется и ненавистного конкурента по целевому запросу обогнать, и объем трафик на сайт повысить, и объем продаж через Интернет увеличить, что никакие доводы поисковиков не помогают.
Тут на авансцене и появляются оптимизаторы, обладающие, по слухам, сакральными знаниями о принципах работы поисковых систем, и утверждают, что смогут сделать явью мечты владельца сайта о первых местах в результатах выдачи. Все бы хорошо, но не дают покоя владельцу сайта бродящие, как призраки, по сети мрачные истории о том, как один солидный сайт захотел «взлететь ракетой» во всех поисковых системах, но полет оказался недолговечным и «ракета» с оглушительным грохотом упала на землю, оставив груду жалких обломков. Нет теперь этого сайта ни в «Яндексе», ни в «Рамблере», ни в «Апорте», а его владелец проклинает тот день, когда решил субсидировать «полет», выдав $300 отмороженному студенту-хакеру. Все эти истории порой пестрят такими неприглядными терминами, как «спамеры», «дорвеи», «непотизм» и «клоакинг».
Пытаясь разобраться в ситуации дальше, потенциальный заказчик узнает о том, что в случае со «взлетом ракеты» применялись так называемые «черные методы», использование которых строго карается поисковыми системами. Но существуют еще и «белые» оптимизаторы, которые вроде как и результата хорошего достигают и гарантию 99% процентов дают, что сайт в поисковых системах не забанят. Копнув еще глубже, владелец сайта убеждается, что разделение между «белыми» и «черными» методами отнюдь не является четким и существует еще большая группа методов – «серые», которые могут восприниматься поисковыми системами по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. От такой пестрой палитры у заказчика учащается пульс, начинает кружиться голова, и на весь рекламный бюджет он закупает баннерную рекламу, которая хоть и дает меньший эффект, но неопределенности с ней гораздо меньше.
Но никакая баннерная реклама не заменит то, что может дать грамотное продвижение сайта: высокие места по целевым запросам в поисковых системах, оптимизацию внутренней ссылочной структуры, создание новых страниц под целевые запросы, анализ эффективности рекламных площадок и поведения аудитории на сайте, - и это еще не полный перечень всех благ. Поэтому я посоветую владельцу сайта перевести дыхание, глубоко вдохнуть и попытаться сделать еще несколько усилий для прояснения ситуации.
Согласно восприятию представителей поисковых систем, все методы оптимизации можно условно разделить на «белые», «черные» и «серые».
«Белые» методы
Это самые трудоемкие и медленно действующие методы. Они необходимы сайту для получения максимально стойкого эффекта от продвижения. Особенность «белых» методов состоит в том, что до их применения нужно провести много предварительных рутинных работ с сайтом (составление семантического ядра сайта, списка соответствия страниц запросам и т. д.). Это необходимо для дальнейшего качественного продвижения. Потом в дело идут изменение кода страниц сайта, наращивание контента путем создания новых страниц, изменение внутренней ссылочной структуры, обмен ссылками с тематически близкими сайтами, проставление внешних ссылок с каталогов, прайс-листов и прочее. Впрочем, рассказывать про «белую» оптимизацию далеко не так интересно, как наблюдать ее результаты.
«Черные» методы
«Черные» методы – это фактически откровенный спам, от которого страдает и рядовой пользователь, не нашедший то, что искал, и поисковая система, у которой ухудшается качество поиска. А больше всего от них страдает сам сайт, применяющий такие методы, поскольку рано или поздно он попадет в бан поисковых систем, откуда выбраться будет непросто. По сути, применение таких методов аналогично употреблению наркотиков: сайт один раз «ширнулся» и какое-то время находится в эйфории (получает целевых посетителей). Но чем сильнее эта эйфория (выше места в поисковой системе), тем больше вероятность, что именно эта доза окажется последней и наступит передозировка (бан в поисковой системе).
Невидимый текст
Горе-оптимизаторы вбивают цветом фона списки наиболее популярных запросов в надежде получить дополнительный трафик с поисковых систем. Действительно, несколько лет назад такой нехитрый фокус мог сработать, но поисковые системы уже давно усовершенствовали свои алгоритмы, и текстовые критерии далеко не так важны, как прежде. Поэтому подобное занятие, помимо рискованности, абсолютно бесполезно.
Но, что удивительно, такой ерундой занимаются не только сайты adult-тематики и манимейкеры, но порой и вполне солидные, уважаемые интернет-ресурсы. Что это, интересно, за мелкий текст находится в левом углу сайта «Независимого обзора провайдеров»
Чтобы не смущать уважаемую публику, не будем приводить содержимое этого абзаца. Но подобные слова гораздо больше подходят для порнографического рассказа, чем для проекта о провайдерском бизнесе.
Невидимый текст может принести эффект только в том случае, если в него включены целевые для этого сайта запросы. Например, если сайт, торгующий диванами, напишет на главной странице белым по белому 10 раз слово «диваны», то положительный эффект на какое-то время возможен. Но стоит конкуренту обнаружить подобный пассаж (а это совсем несложно) и довести его до сведения модераторов поисковых систем, как сайт моментально окажется в бане и все его страницы пропадут из поисковой базы.
Оценим этот метод по трем параметрам.
Распространенность в Рунете. Высокая
Эффективность. Средняя
Опасность бана. Очень высокая
Дорвеи с редиректом
Иногда, когда по той или иной причине нет возможности изменить код самой страницы, создается еще одна страница (не обязательно даже на том же домене) с бессодержательным для пользователя наполнением, напичканная ключевыми словами. На этой странице (дорвее) ставится замаскированный для поисковых роботов редирект на основную страницу.
Далее эта входная страница раскручивается и попадает на верхние строчки поисковых систем. Таким образом, пользователь, перейдя по ссылке с поисковой системы на входную страницу, автоматически перебрасывается на основную. Мало кому из пользователей это может понравиться, и уж тем более не нравятся такие фокусы поисковым системам.
Ситуация еще больше усугубляется, когда входные страницы создаются не вручную, а генерируются в больших количествах автоматически. Весь этот мусор из тысяч страниц подается на индексацию поисковой системе, и сайт какое-то небольшое время до бана (обычно не больше месяца) получает с дорвеев дополнительный трафик. Поставщики подобных услуг по натуре обычно типичные «лохотронщики», заинтересованные только в том, как «срубить с клиента побольше бабла» и сгинуть в кусты.
Найти пример дорвеев с редиректом совсем несложно – достаточно задать запрос типа «секс рефераты порно» и полазить по выдаче – велика вероятность, что вас перенаправят на другой сайт. Подобная технология больше всего распространена среди сайтов adult-тематики, но порой применяется и сайтами других направлений.
Распространенность в Рунете. Средняя
Эффективность. Средняя
Опасность бана. Очень высокая
Клоакинг
Под этим термином скрывается целый спектр методов, позволяющих выдавать разные страницы разным пользователям. Вообще-то у этой технологии есть довольно много полезных применений. Например, когда сервер идентифицирует ip-пользователя по географическому признаку и выдает ему страницу на родном языке.
Однако в этом разделе речь пойдет только об одном виде клоакинга, который смело можно занести в самые «черные» методы – это поисковый клоакинг. Технически он реализуется следующим образом: специальные скрипты сверяют ip-адрес посетителя с базой данных адресов поисковых роботов. Если это обычный посетитель, то ему выдается нормальная страница, а если это поисковый робот, то он получает совершенно другую страницу, неприглядную для пользователя, но оптимизированную для поисковиков.
Хорошие клоачные скрипты довольно дороги, к тому же недешево стоит постоянно обновлять базу данных адресов поисковых роботов, поэтому клоакинг требует определенных затрат. Этот метод очень распространен в западном Интернете и практически нераспространен в Рунете. Наши спамеры до него пока не дозрели (вероятно, из-за того, что реализация метода требует определенных интеллектуальных усилий), предпочитая пачками генерировать дорвеи.
Тем не менее, несмотря на относительную сложность метода, отловить клоакинг немногим труднее, чем невидимый текст. Бдительному конкуренту для идентификации клоакинга достаточно лишь посмотреть на страницу в окне своего браузера и сравнить ее со страницей в кеше поисковой системы. Если это две абсолютно разные страницы (причем та, что в кеше, явно сделана для поисковика), то налицо клоакинг. Конкурент подает сигнал в поисковую систему, и страница надолго (а может и навсегда) пропадает из индекса.
Распространенность в Рунете. Очень низкая
Эффективность. Высокая
Опасность бана. Очень высокая
Непотистский спам
Работа со ссылками – тема довольно щекотливая для поисковых систем. По крайней мере, при ее обсуждении с оптимизаторами тумана поисковики напускают больше, чем обычно. Откровенно «черные» методы выделить, конечно, можно. Это размещение ссылок, тем или иным образом скрытых от пользователя, и создание Link Farm’ов (страниц, предназначенных исключительно для размещения большого количества ссылок на самые разные ресурсы с целью повышения релевантности). Но уровень субъективности в оценке мотивов постановки конкретной ссылки гораздо больше, чем в описанных ранее «черных» методах вместе взятых. (См. «серые методы».)
Также стоит заметить, что ссылочный спам (или «непотистский спам», как он называется по-научному) обычно карается не полным баном сайта, а занесением его в непот-лист. Если сайт находится в непот-листе, то все ссылки с его страниц перестают учитываться поисковой системой, что обычно приводит к резкому снижению позиций сайта.
«Серые» методы
«Серые» методы могут трактоваться поисковиками по-разному в зависимости от конкретного случая. Ситуация была бы более определенной, если бы существовал конкретный список запрещенных методов, утвержденный поисковыми системами. Вокруг создания этого списка было сломано немало копий поисковиками и оптимизаторами, но на данный момент воз и ныне там. Поисковые системы не хотят определенности, поскольку боятся изобретательности спамеров, способных найти лазейки в любом четком своде правил, и не хотят лишать своих модераторов милой забавы проставлять запятую в предложении «казнить нельзя помиловать» по собственному разумению.
Сейчас к «серым» методам можно отнести большинство методов работы со ссылками. Причем грань «можно-нельзя» довольно зыбкая.
Четко разделенные ссылочные блоки воспринимаются поисковыми системами нормально (рис. 3).
Каталог ссылок по разнообразным темам вряд ли приведет в восторг представителей поисковиков, но банить на данный момент такие сайты не будут.
А вот владельцы проектов, размещающие у себя на сайтах беспорядочный набор ссылок, явно нарываются на запятую после слова «казнить» .
Также к «серым» методам можно отнести создание входных страниц (дорвеев), увеличение частоты ключевого слова на странице, злоупотребление тегами
И напоследок…
Сравнительная эффективность методов оптимизации
Применять «черные» методы не имеет абсолютно никакого смысла – никогда и ни для кого. Эффективность «черных» методов ниже, чем у «серых» и «белых», а уж про опасность бана и говорить не приходится.
«Серые» методы чуть предпочтительнее «белых» с точки зрения быстродействия и затрат ресурсов, но уступают «белым» методам в эффективности. К тому же у «серых» методов присутствует, хоть и небольшая, опасность бана. Я бы рекомендовал использовать «серые» методы сайтам фирм малого или среднего бизнеса, не желающих тратить на продвижение слишком большие суммы, но заинтересованных в нахождении в поисковых системах по небольшому списку запросов.
Ну а если вы солидная фирма, которая всерьез рассчитывает сделать сайт хорошим источником прибыли для своего бизнеса и готова потратить на это определенные средства (не такие уж и большие – порядка $1000 в месяц в течение полугода), то добро пожаловать в гости к «белым оптимизаторам».
Каждого клиента ожидает индивидуальный подход и полный спектр качественных работ по продвижению сайта.
Герман Осташевский, руководитель аналитического отдела лаборатории интернет-рекламы
http://www.adlabs.ru
|